Главная
→
Сведения об образовательной организации
→
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОСНАЩЁННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. ДОСТУПНАЯ СРЕДА
ОСНАЩЁННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Большая роль в эффективности качества воспитательно-образовательного процесса МБДОУ "Детский сад № 159" отводится материально-техническому обеспечению и оснащённости образовательного процесса. В нашем детском саду созданы все условия для полноценного развития дошколят. Здание и прилегающая территория соответствуют современным санитарно-гигиеническим требованиями и федеральному государственному образовательному стандарту ДО. Собственником имущества, закрепленного за детским садом на праве оперативного управления, является Владивостокский городской округ в лице администрации города Владивостока. Отраслевым органом управления для детского сада является управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации города Владивостока. Оснащение МБДОУ "Детский сад № 159" осуществляется в рамках бюджетной сметы. Здание 1973 года постройки: типовое, кирпичное, двухэтажное. Площадь здания - 1742,8 м2. Здание светлое, тёплое, имеется централизованное отопление, водопровод (холодное и горячее водоснабжение), канализация, сантехническое оборудование. Территория занимает 8239 м2. Территория хорошо озеленена, оборудована, ограждена металлическим забором и поделена на зоны: |
Завтра
начинается сегодня! |
- зона застройки (расположено типовое здание детского сада);
- игровая зона (включает в себя прогулочные участки, спортивную площадку, площадку с разметкой по ПДД, цветники, клумбы, огород);
- хозяйственная зона.
Доступность среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов представлена частично визуальными средствами и печатными носителями статической информации:
- вывеской с названием учреждения;
- наружной кнопкой вызова;
- цветными указателями по ходу движения.
Реализуя федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования наш коллектив создает развивающую предметно-пространственную среду, которая обеспечивает:
- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
- единство и непротиворечивость действий детского сада и семей воспитанников;
- педагогическая целесообразность;
- организацию разнообразной игровой деятельности;
- реализацию различных образовательных программ;
- выявление и развитие способностей воспитанников;
- использование образовательных технологий деятельностного типа;
- учёт национально-культурных, региональных условий;
- учёт принципа интеграции образовательных областей;
- учёт возрастных особенностей детей;
- учёт полоролевой специфики.
Развивающая предметно-пространственная среда нашего детского сада обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую и стимулирующую функции. Развивающая предметно-пространственная среда нашего детского сада создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, соответствует требованиям ФГОС ДО и включает соблюдение следующих принципов:
- насыщенность и содержательность (средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которое позволяет обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие воспитанников во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения воспитанников);
- трансформируемость пространства (обеспечение возможности изменений развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей воспитанников);
- полифункциональность материалов (обеспечение возможности разнообразного использования составляющих развивающей предметно-пространственной среды (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности);
- безопасность среды (соответствие всех элементов развивающей предметно-пространственной среды требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности);
- вариативность среды (периодическая сменяемость игрового материала);
- доступность среды (обеспечение свободного доступа воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности).
В результате внутреннего мониторинга, проведенного с целью определения соответствия материально-технической базы требованиям СанПиН, выявлено следующее:
- уровень внутреннего и наружного освещения соответствует нормам, замена ламп проводится вовремя;
- электрооборудование и технологическое оборудование в исправном состоянии;
- вся мебель закреплена;
- здание и помещения, вентиляционные и тепловые сети находятся в удовлетворительном состоянии;
- санитарно-гигиенические устройства для сотрудников и детей находятся в удовлетворительном состоянии;
- работники обеспечены спецодеждой и другими средствами индивидуальной защиты;
- разработан план организационно-технических и санитарно-оздоровительных мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма;
- вся территория ограждена по периметру металлическим забором и находится в удовлетворительном состоянии.
Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса в нашем детском саду постоянно преобразовывается, трансформируется, обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей. Педагоги совместно с родителями принимают активное участие в косметических ремонтах, в создании оптимальной развивающей среды, в своевременном обновлении и пополнении игрового и спортивного оборудования в соответствии с требованиями реализуемой образовательной Программы и СанПиН. Все это позволяет нашим педагогам организовывать работу по сохранению и укреплению здоровья детей, созданию положительного психологического климата в детском коллективе, а также по всестороннему развитию каждого ребенка.
Необходимые условия, созданные для реализации всех направлений развития каждого ребенка |
Интеллектуально-познавательное и речевое направление
|
- предметно-развивающая среда по всем разделам программы (развивающие игры, наглядные пособия); - познавательно-речевые уголки в группах; - уголки для наблюдений и экспериментирования в группах; - уголки интеллектуального развития в группах; - библиотеки в группах (детские энциклопедии, книги, журналы для детей).
|
Художественно-эстетическое направление |
- предметно-развивающая среда во всех возрастных группах; - изобразительные и музыкальные уголки в группах; - постоянно действующие выставки: детских рисунков, творческих работ, фотовыставки; - мини-музеи; - музыкальный зал; - методический кабинет.
|
Физкультурно-оздоровительное направление |
- физкультурный зал (спортивное оборудование, шведские стенки, маты); - спортивная площадка на территории; - физкультурные уголки в группах; - медицинский кабинет; - изолятор; - процедурный кабинет. |
Социально-личностное направление |
- уголки социально-эмоционального развития во всех разновозрастных группах; - уголки нравственно-патриотического воспитания в группах; - уголки правил дорожного движения в группах.
|
Коррекционно-развивающее направление |
- логопункт; - кабинет педагога-психолога; - уголки психологической разгрузки в группах. |
Предметно-развивающая среда организована с учетом интересов детей и отвечает их половозрастным особенностям. Для осуществления жизнедеятельности и организации образовательного процесса имеются все необходимые помещения, которые оборудованы в соответствии с государственными требованиями, в частности: строительными, санитарно-гигиеническими правилами и правилами по охране жизни и здоровья детей |
Кабинет заведующего |
Находится на втором этаже. Оснащён компьютером, принтером, ксероксом, сканером, телефоном, необходимым набором канцелярских принадлежностей, периодической подписной литературой, нормативно-правовой документацией, регламентирующей деятельность детского сада (книги приказов, положения, личные дела сотрудников, личные дела детей и т.п.) |
Методический кабинет |
Находится на втором этаже. Оснащён методической литературой по разным разделам дошкольной педагогики и психологии в соответствии с ФГОС ДО. Пополняется поступлениями новой литературы в рамках осваиваемой Программы и других программ, методик и технологий; имеются журналы «Дошкольное образование», «Справочник методиста» и т.п. Вся литература размещена по разделам. В методическом кабинете хранятся наглядные материалы, дидактические пособия, иллюстрации, используемые на различных занятиях во всех возрастных группах. Имеется компьютер, оргтехника. |
Кабинет заместителя заведующего по АХР |
Находится на первом этаже. Кабинет оснащён всем необходимым оборудованием в соответствии с его функциональным назначением и отвечает современным санитарно-гигиеническим требованиям. Имеется компьютер, оргтехника. Заместитель заведующего по АХР обеспечивает бесперебойное функционирование детского сада и оперативно решает многочисленные вопросы и задачи. |
Групповые помещения |
В нашем детском саду 11 групповых помещений. Площади позволяют обеспечивать полноценную двигательную активность детей в течение дня. Группы изолированы и каждая имеет отдельный выход в коридор. Каждая группа имеет необходимый набор помещений: приемная, буфетная, туалетная и игровая комнаты. В четырёх группах имеются отдельные спальные комнаты. Спальные места во всех группах оборудованы стационарными кроватями с жестким ложе. Групповые комнаты оснащены регулируемыми детскими столами и стульчиками. В каждой возрастной группе созданы условия для всех видов детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО: учебной, игровой, трудовой, самостоятельной. Во всех группах имеются стеллажи для игрового оборудования, игровые модули для сюжетно-ролевых игр, игровые уголки пополнены разнообразными дидактическими играми. Педагоги нашего детского сада считают важным и необходимым организацию предметно-развивающей среды, соответствующей возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам. Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети прекрасно знают, где взять бумагу и краски, ножницы и ткань для шитья одежды куклам; костюмы и украшения для инсценировки любимой сказки. В каждой группе есть уголок уединения, где можно рассматривать картинки в интересующей книге, побеседовать с другом, поразмышлять. При создании предметно-развивающей среды, педагоги учитывают период обучения, сезонность. Так, осенью группы украшают букетами из осенних листьев и цветов; зимой - снежными пейзажами на окнах, наряженной елкой; весной - веточками с набухшими почками, первыми цветами. Беседы с детьми и их родителями, анкетирование дают возможность больше узнать об особенностях характера ребенка, его интересах и увлечениях, что также помогает в создании предметно-развивающей среды. Например, для читающих детей в группах подобраны книги с яркими иллюстрациями, крупным шрифтом и простым текстом. Для детей, любящих рисовать, есть мольберт, листы бумаги разного формата и цвета, мелки, краски, кисточки, цветные карандаши. В группах созданы уголки-лаборатории, которые помогают развивать познавательно-поисковую деятельность ребенка. Для любителей растительного и животного мира созданы «зеленые зоны» с различными видами растений и предметами ухода за ними, материалами для наблюдений и экспериментирования. Педагоги для развития своих воспитанников стараются использовать все функциональные помещения, не только групповые, но и раздевальные комнаты. Оснащение помещений позволяет детям самостоятельно или под руководством педагога определить содержание деятельности, наметить план действий, распределить свое время и активно участвовать в процессе обучения и воспитания, взаимодействуя друг с другом и педагогами. Каждая возрастная группа отличается своей индивидуальностью. Для детей младшего дошкольного возраста созданы дидактические уголки с комплектами материалов для развития сенсорики и мелкой моторики рук. Содержание развивающей среды в группах для детей старшего дошкольного возраста отражает освоение знаний образовательных областей. Созданная, таким образом, предметно-развивающая среда, на наш взгляд, способствует как общему, так интеллектуальному развитию детей. Оснащенность воспитательно-образовательного процесса позволяет осуществлять уставную образовательную деятельность для детей от 2 до 7 лет в соответствии с ФГОС ДО. |
Музыкальный зал |
Для выполнения задач по художественно-эстетическому направлению на втором этаже детского сада находится красиво оформленный музыкальный зал. Зал оборудован в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Для организации педагогического процесса в зале есть весь необходимый наглядный и дидактический материал, соответствующий принципам дидактики и санитарно-гигиеническим нормам. Зал оснащён новой мебелью, музыкальным центром, телевизором, DVD-плеером, музыкальным синтезатором, мультимедийным оборудованием. Имеются фортепиано, детские музыкальные инструменты. Здесь проводятся музыкальные занятия, праздники, развлечения, спектакли, открытые мероприятия. Рядом с залом находится костюмерная, где хранятся костюмы и декорации. |
Физкультурный зал |
Находится на первом этаже. Оснащён оборудованием и спортивным инвентарём (как стандартным, так и нестандартным), для организации работы, направленной на физическое развитие и развитие двигательной активности детей. Имеются гимнастические стенки, маты, обручи, мячи разных размеров, скакалки и т.д. Всё оборудование соответствует педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям. В зале есть пособия для физических упражнений, развития основных движений, профилактики нарушений осанки и плоскостопия, спортивных игр и упражнений. В зале проводятся: физкультурные занятия всей группой, подгруппой и индивидуальные; воздушные ванны, утренняя гимнастика, физкультурные развлечения, спортивные досуги. Зал для удобства и координации физкультурно-оздоровительной работы в соответствии с ФГОС ДО работает по специально утверждённому графику. |
Кабинет педагога-психолога |
Находится на первом этаже. В кабинете проводятся групповые и индивидуальные занятия с детьми, консультирование педагогов и родителей. Для этого в кабинете имеется весь необходимый материал и современные пособия, позволяющие успешно решать задачи ФГОС ДО и использовать инновационные подходы в психологической работе и коррекционно-оздоровительной деятельности. Кабинет оснащён компьютером и оргтехникой. |
Логопункт |
Находится на втором этаже. Кабинет оборудован в соответствии с современными санитарно-гигиеническими требованиями: рабочим столом логопеда, столами для детей, настенным зеркалом с освещением, шкафами с наглядным материалом. В кабинете достаточно материала для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми. На базе логопункта проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия. |
Кабинет дополнительного образования |
Находится на втором этаже. Кабинет оборудован в соответствии с современными санитарно-гигиеническими требованиями для проведения занятий по программам дополнительных платных образовательных услуг и по программам кружковой работы.
|
Выставочный холл |
Находится на втором этаже. Оборудован стендами для организации и проведения постоянных тематических выставок, размещения актуальной информации. |
Медицинский блок |
Находится на втором этаже и состоит из следующих помещений: кабинета врачебного осмотра (осмотр детей, работа с документацией, место приёма врача-педиатра) процедурного кабинета (медицинские манипуляции и оказание первой доврачебной помощи, обработка инструментария, хранение медикаментов, лекарственных препаратов) изолятора туалетной комнаты Медицинский блок оснащён необходимым медицинским инструментарием: ростомером, весами, плантографом, сухожарочным шкафом, для стерилизации медицинского оборудования, холодильником, для хранения медикаментов, инструментальным столиком, кварцевыми лампами, стеллажами для хранения документации и необходимым набором медикаментов. Имеется аптечка первой помощи. В течение учебного года планово организуются обследования детей врачами-специалистами; проводятся профилактические прививки. |
Пищеблок |
Находится на первом этаже и состоит из следующих помещений: заготовочного цеха горячего цеха цеха готовой продукции Пищеблок оснащён необходимым для приготовления пищи оборудованием: электроплитами, духовым шкафом, электрической мясорубкой, овощерезкой, холодильниками и уборочным инвентарём. Оборудованы моечные для посуды. Всё оборудование находится в рабочем состоянии и соответствует современным санитарно-гигиеническим требованиям. Имеется кладовая для хранения продуктов, оборудованная стеллажами. Для взвешивания продуктов имеются весы. В помещениях пищеблока сделан ремонт. Санитарно-гигиенический режим пищеблока строго соблюдается. |
Прачечная и кастелянная |
Находятся на первом этаже. Помещения оснащены всем необходимым оборудованием: стиральной машиной, центрифугой, утюгом, швейной машиной. Есть помещение для сушки белья. Санитарно-гигиенический режим этих помещений строго соблюдается. |
Бытовые и хозяйственные помещения |
Все помещения используются только по назначению. Санитарно-гигиенический режим строго соблюдается. |
Территория достаточна для организации образовательного процесса, прогулок, игр детей на открытом воздухе и оснащена всем необходимым оборудованием и игровыми модулями |
Игровые групповые участки |
Каждая возрастная группа имеет свой игровой участок. Участки используются для организации прогулок и игр детей на свежем воздухе. Участки оборудованы яркими игровыми модулями в соответствии с возрастом: песочницами с закрывающимися крышками, детскими столиками и скамейками, лесенками, горками, качалками, машинами, деревянными домиками и т.п. Каждый участок имеет свой цветник. Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой игровой площадки установлены теневые веранды.
|
Спортивная площадка |
Площадка обеспечена необходимым спортивным оборудованием (мини-комплексы для развития основных видов движений). Используется для организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе и диагностики физического развития; для проведения спортивных соревнований, летних спартакиад, физкультурных праздников и развлечений, гимнастики в теплый период года самостоятельной двигательной деятельности детей. |
Площадка с разметкой по ПДД |
Используется для проведения занятий, практикумов и развлечений по правилам дорожного движения.
|
Клумбы, цветники, огород |
На территории произрастают разнообразные породы деревьев и кустарников; разбиты цветники и клумбы, имеется огород, фитоогород. В теплый период года огород и цветники используются для проведения с детьми наблюдений, опытно-экспериментальной работы, организации труда в природе.
|
Библиотечно-информационное обеспечение образовательного процесса |
Библиотечно-информационное обеспечение образовательного процесса представлено библиотекой учебно-методической, энциклопедической, справочной и художественной литературы, периодическими изданиями для детей и взрослых, репродукциями картин, иллюстративным материалом, дидактическими пособиями, демонстрационным и раздаточным материалом. В фонде методической литературы есть подписные издания: «Дошкольное воспитание», «Управление ДОУ», «Дошкольное образование», «Справочник методиста», «Дошкольная педагогика», «Музыкальный руководитель». Методическое обеспечение образовательного процесса отвечает требованиям комплектности обеспечения образовательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения основной образовательной Программы дошкольного образования. В целях расширения границ информационного поля по всем направлениям деятельности в нашем детском саду также используются: электронные образовательные ресурсы, различные компьютерные технологии (компьютерные программы, Интернет-сайты, электронная почта). Для плодотворной работы с воспитанниками, педагогами и родителями имеется аудио и видеотехника, аудиокассеты и компакт диски (музыкальные записи, видеозаписи из опыта работы педагогов, фотоматериалы и др.). Периодически оформляются тематические выставки и стенды. |
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям |
В нашем детском саду создано единое информационное пространство для обеспечения эффективной социализации всех участников образовательного процесса в условиях информационного общества. Информационная база оснащена необходимыми электронными образовательными ресурсами и техническими средствами, которые позволяют использовать информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе: электронная почта; разработан и действует официальный сайт; обеспечен доступ к сети Интернет для специалистов и педагогических работников. В свободное от деятельности с детьми время каждый педагог может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами, множительной техникой для эффективной подготовки и современной организации мероприятий образовательного процесса. Доступ к информационно-телекоммуникационным сетям и фильтрацию контента обеспечивает провайдер «Ростелеком». Тип подключения - модем, скорость модемного подключения до 2 Мбит/с. |
Электронные образовательные ресурсы |
Информационно-образовательные ресурсы |
Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - http://www.mon.gov.ru Федеральный портал "Российское образование" - http://www.edu.ru Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" - http://window.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru Всероссийский форум работников дошкольного образования "Ориентиры детства" - http://forum-do.ru Образовательный портал г. Владивостока "Империя школ" - http://pupils.ru Официальный сайт администрации Приморского края. Департамент образования и науки. Дошкольное образование - http://www.primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/education/dou.php |
Познавательно-образовательные ресурсы |
Официальный сайт Приморского краевого института развития образования - http://www.pippkro.ru Сайт «Дошкольное образование» - http://do.prosv.ru Электронная версия газеты "Дошкольное образование", выпускаемой издательским домом "Первое сентября" - http://dob.1september.ru Портал информационной поддержки руководителей образовательных учреждений «Менеджер образования» - http://www.menobr.ru Сайт ООО «Век развития» (методическая и развивающая литература для специалистов дошкольного образования и родителей) - http://vek-razvitiya.ruprom.net Проект «Учёные-детям». Загадки и тайны мира природы очень интересны детям, даже самым маленьким. В большом городе дети почти не встречаются с живой природой. Такие встречи для них должны организовать старшие. Вот как это делали мы и наши друзья - http://kids.genebee.msu.su/main Образовательная программа «Философия для детей» («Воспитательный диалог») - первая в современной России образовательная программа, направленная на воспитание, развитие мировоззренческих представлений детей, формирование основ логического, рефлексивного, творческого мышления - http://www.mtelegin.ru/p4c Проект «Потому.ру» - детская энциклопедия онлайн, которая содержит в себе огромное количество материала по детской тематике. Это тысячи ответов на детские вопросы для школьников и малышей - http://potomy.ru Центр детского чтения «Синяя птица» - http://www.belorlib.ru Иллюстрированный научно - популярный журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей «Обруч» - http://www.obruch.ru Электронная версия методического журнала для педагогов детского сада «Дошкольное образование» - http://dob.1september.ru Информационный портал «Социальная сеть работников образования» - http://www.nsportal.ru Сайт «Дошкольник.рф» - http://doshkolnik.ru Сайт «Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье» - http://www.doshvozrast.ru Информационный портал для заботливых родителей «Раннее развитие детей» - http://www.danilova.ru Сайт для воспитателей детских садов «Дошколёнок. ru» - http://dohcolonoc.ru Сайт «Всё для Детского сада» - http://www.ivalex.vistcom.ru Электронный портал логопедов и дефектологов, всё о развитии и коррекции речи детей и взрослых «Логопед.ru» - http://www.logoped.ru |
Познавательно-развлекательные ресурсы |
Познавательно-развлекательный портал для детей и любящих их взрослых «Солнышко» - http://www.solnet.ee Познавательно-развлекательный детский сайт «Ребзики» - http://www.rebzi.ru Познавательный детский сайт «Раскраски.com» - http://packpacku.com Сайт, где Вы всегда будете желанными гостями. Здесь интересно учиться, играть в детские игры и веселиться, смотреть мультфильмы, разгадывать загадки и ребусы - http://detskieradosti.ru Сайт веселых и увлекательных развлечений для детей, а также полезных материалов для всей семьи «Детские радости» - http://www.teremoc.ru Мягкие игрушки своими руками, выкройки, мастер классы - http://luntiki.ru/blog/igrushka Полезный сайт для развития детей «Весёлые обучалки и развивалки» - http://kindergenii.ru |
Материально-техническое обеспечение и содержание предметно-развивающей среды нашего детского сада, в основном, соответствует исходным требованиям - носит развивающий характер, создаёт условия для творческой деятельности каждого ребёнка, имеет гендерный подход: соответствует интересам мальчиков и девочек, позволяет решать стоящие перед коллективом образовательно-воспитательные задачи. Периодически изменяется, варьируется, обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение равных стартовых возможностей воспитанников, на развитие индивидуальных возможностей дошкольников. Однако, в современных условиях для решения задач гармоничного развития личности воспитанников необходимо непрерывно пополнять материально-техническое оснащение образовательно-воспитательного процесса, развивать предметно-пространственную среду для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Администрация нашего детского сада постоянно работает над решением данного вопроса.
ДОСТУПНАЯ СРЕДА
Дети должныбыть вместе! |
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения. В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся: Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) Инвалиды с нарушением зрения и слуха Лица преклонного возраста Временно нетрудоспособные Беременные женщины Люди с детскими колясками Дети дошкольного возраста
|
Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни. Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации. В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Согласно образовательной политике Российской Федерации, «особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…» Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
Предметно-развивающая среда
В современном образовании поставлена цель – обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
Условные обозначения категорий инвалидов |
|
Инвалиды с нарушением зрения |
Инвалиды с нарушением слуха |
Инвалиды с нарушением ОДА |
Инвалиды на кресле-коляске |
Инвалиды с нарушением интеллекта |
Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются: закономерности психического развития показатели здоровья дошкольников психолого-физиологические особенности уровень общего развития коммуникативные особенности и речевое развитие эмоциональное благополучие В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС. При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы: Принцип развития – взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию. Принцип природособразности воспитания – соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии. Принцип психологической комфортности – создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия». Принцип взаимодействия – установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия. Принцип доверительного сотрудничества – отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве. Принцип обучения деятельности – обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей. Принцип здоровьесберегающий – забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка. В нашем детском саду присутствуют элементы, стимулирующие познавательную, физическую и эмоциональную деятельность детей. Коррекционно-развивающая среда, которая создаётся в соответствии с планом - это комплексный, системный, вариативный, инвариантный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности. Развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов будет иметь подвижные трансформирующиеся границы, изменяющиеся (сжимающиеся и расширяющиеся) по объему. Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС), является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ.
Предоставление услуг дошкольного образования детям с ОВЗ и детям-инвалидам |
Обеспечение доступа в здание |
Центральный вход оборудован кнопкой вызова. Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ОВЗ. Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения - отсутствуют. Автостоянки для инвалидов на территории нет. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ может быть предоставлено сопровождающее лицо |
Наличие оборудованных учебных помещений |
Специально оборудованные группы, объекты спорта, средства обучения и воспитания инвалидов и лиц с ОВЗ (спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители), вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне и т.п.) отсутствуют |
Условия организации питания |
Организация питания детей проводится в соответствии с действующими правилами СЭП и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 (предоставляется пятиразовое питание в соответствии с примерным 10-дневным меню). Создание отдельного меню для детей с ОВЗ и детей-инвалидов не предусмотрено. Для детей-инвалидов питание предоставляется бесплатно |
Условия охраны здоровья |
Медицинское обслуживание детей, в том числе детей с ОВЗ небольшой и средней тяжести осуществляет врач-педиатр КГБУЗ «ВДП №5» |
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям |
Доступ дошкольников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов к электронным образовательным ресурсам не предусмотрен |
Доступ к электронным образовательным ресурсам |
Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе по индивидуальной программе. Приспособленных электронных образовательных ресурсов для использования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами нет |
Наличие специальных ТСО коллективного и индивидуального пользования |
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов - отсутствуют |
Система обучения |
В детском саду работает логопункт, где ведёт приём внештатный логопед для оказания коррекционной помощи, в том числе детям с ОВЗ и детям-инвалидам. Сурдопереводчик, тьютор - отсутствуют. Предоставление услуг дошкольного образования в дистанционном режиме - отсутствует. Предоставление услуг по месту жительства инвалида - отсутствует. |
Наличие общежития, интерната |
Общежитие, интернат, в том числе приспособленные для использования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ отсутствует. |
В настоящий момент здание нашего детского сада не модернизировано под требования доступной среды. Сейчас проводятся подготовительные работы по созданию условий доступности для инвалидов в соответствии с планом.
Родителям важно знать
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида): дошкольное воспитание внешкольное воспитание и образование среднее общее образование среднее профессиональное образование высшее профессиональное образование Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения. Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения. Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании. Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.
Памятка по правилам взаимодействия и оказания помощи родителям (законным представителям), имеющим детей с ОВЗ или детей-инвалидов
Организация образовательной деятельности для воспитанников с ОВЗ или инвалидов в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребёнка-детский сад № 159 г. Владивостока» осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования», локальными актами МБДОУ. При поступлении ребёнка с ОВЗ или ребёнка-инвалида в наш детский сад необходимо: Позвонить в детский сад по тел. 8 (423) 245-38-82 для получения информации и оказания помощи по сборам необходимых документов Вам будет назначена встреча с заведующим в удобное для Вас время По прибытии в детский сад Вы будете сопровождены в кабинет руководителя После завершения приема Вам окажут помощь в передвижении по зданию и территории детского сада.
Документация, регламентирующая организацию доступной среды
Ознакомиться с локальными актами и документами, регламентирующими организацию доступной среды воспитанников в нашем детском саду Вы можете ниже.
Доступная среда
Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2025 года.
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2025 годы
Официальный сайт государственной программы «Доступная среда»
Государственный заказчик-координатор и основные разработчики Программы «Доступная среда»
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Цели Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2025 годы
Целью государственной программы является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни.
Задачи государственной программы «Доступная среда» на 2011-2025 годы
обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству инвалидов;
обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы
Подпрограммы
Подпрограмма 1 "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения";
Подпрограмма 2 "Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов";
Подпрограмма 3 "Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы"
Создание доступной среды для всех
В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.
Задачи организации доступной среды в рамках школы:
- развитие инклюзивного образования;
- создания безбаръерной школьной среды для детей-инвалидов;
- создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;
- формирование доступной среды.
Проект доступная среда – общие понятия
Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.
Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.
Инвалид — человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения — это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:
инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п
Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.
В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения. Безбарьерная среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" Раздел V. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства Пункт 2. Основные задачи «Обеспечение в соответствии с международными стандартами прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семьях, полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду. Создание системы ранней профилактики инвалидности у детей. Всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: создание современной комплексной инфраструктуры реабилитационно - образовательной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, внедрение таких детей в среду обычных сверстников, обеспечение их нормального жизнеустройства в будущей взрослой жизни»
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации"
- Приказ Рособрнадзора от 14.08.2020 N 831 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации"
- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
- Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 09.03.2016) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"
- "Конституция Российской Федерации" (ст.8)
- "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
- Конвенция о правах инвалидов
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.2017г. «О внесении изменений в пункт 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации»
- «О доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»
|