Размер шрифта: A AA Цвет сайта ЦЦЦОбычная версия

Услуги в сфере образования

Безопасность на дороге

 

Государственная социальная помощь на основании социального контракта

http://edupk.ru/upload/edupk/information_system_71/6/4/1/9/0/item_64190/item_64190.jpg?rnd=957728709

Детский сад №159

Адрес: г.Владивосток,
ул. Некрасовская, д.98А
телефон: 245-38-82

Главная Сведения об образовательной организации Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда


                    

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОСНАЩЁННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. ДОСТУПНАЯ СРЕДА

ОСНАЩЁННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Большая роль в эффективности качества воспитательно-образовательного процесса МБДОУ "Детский сад № 159" отводится материально-техническому обеспечению и оснащённости образовательного процесса. В нашем детском саду созданы все условия для полноценного развития дошколят. Здание и прилегающая территория соответствуют современным санитарно-гигиеническим требованиями и федеральному государственному образовательному стандарту ДО. Собственником имущества, закрепленного за детским садом на праве оперативного управления, является Владивостокский городской округ в лице администрации города Владивостока. Отраслевым органом управления для детского сада является управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации города Владивостока. Оснащение МБДОУ "Детский сад № 159" осуществляется в рамках бюджетной сметы.
Здание 1973 года постройки: типовое, кирпичное, двухэтажное. Площадь здания - 1742,8 м2. Здание светлое, тёплое, имеется централизованное отопление, водопровод (холодное и горячее водоснабжение), канализация, сантехническое оборудование.
Территория занимает 8239 м2. Территория хорошо озеленена, оборудована, ограждена металлическим забором и поделена на зоны:
Завтра

начинается сегодня!
  • зона застройки (расположено типовое здание детского сада);
  • игровая зона (включает в себя прогулочные участки, спортивную площадку, площадку с разметкой по ПДД, цветники, клумбы, огород);
  • хозяйственная зона.

 Доступность среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов представлена частично визуальными средствами и печатными носителями статической информации:

  • вывеской с названием учреждения;
  • наружной кнопкой вызова;
  • цветными указателями по ходу движения.

Реализуя федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования наш коллектив создает развивающую предметно-пространственную среду, которая обеспечивает:

  • возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
  • единство и непротиворечивость действий детского сада и семей воспитанников;
  • педагогическая целесообразность;
  • организацию разнообразной игровой деятельности;
  • реализацию различных образовательных программ;
  • выявление и развитие способностей воспитанников;
  • использование образовательных технологий деятельностного типа;
  • учёт национально-культурных, региональных условий;
  • учёт принципа интеграции образовательных областей;
  • учёт возрастных особенностей детей;
  • учёт полоролевой специфики.

Развивающая предметно-пространственная среда нашего детского сада обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую и стимулирующую функции.
Развивающая предметно-пространственная среда нашего детского сада создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, соответствует требованиям ФГОС ДО и включает соблюдение следующих принципов:

  • насыщенность и содержательность (средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которое позволяет обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие воспитанников во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения воспитанников);
  • трансформируемость пространства (обеспечение возможности изменений развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей воспитанников);
  • полифункциональность материалов (обеспечение возможности разнообразного использования составляющих развивающей предметно-пространственной среды (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности);
  • безопасность среды (соответствие всех элементов развивающей предметно-пространственной среды требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности);
  • вариативность среды (периодическая сменяемость игрового материала);
  • доступность среды (обеспечение свободного доступа воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности).

В результате внутреннего мониторинга, проведенного с целью определения соответствия материально-технической базы требованиям СанПиН, выявлено следующее:

  • уровень внутреннего и наружного освещения соответствует нормам, замена ламп проводится вовремя;
  • электрооборудование и технологическое оборудование в исправном состоянии;
  • вся мебель закреплена;
  • здание и помещения, вентиляционные и тепловые сети находятся в удовлетворительном состоянии;
  • санитарно-гигиенические устройства для сотрудников и детей находятся в удовлетворительном состоянии;
  • работники обеспечены спецодеждой и другими средствами индивидуальной защиты;
  • разработан план организационно-технических и санитарно-оздоровительных мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма;
  • вся территория ограждена по периметру металлическим забором и находится в удовлетворительном состоянии.

 Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса в нашем детском саду постоянно преобразовывается, трансформируется, обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей. Педагоги совместно с родителями принимают активное участие в косметических ремонтах, в создании оптимальной развивающей среды, в своевременном обновлении и пополнении игрового и спортивного оборудования в соответствии с требованиями реализуемой образовательной Программы и СанПиН. Все это позволяет нашим педагогам организовывать работу по сохранению и укреплению здоровья детей, созданию положительного психологического климата в детском коллективе, а также по всестороннему развитию каждого ребенка.

Необходимые условия, созданные для реализации всех направлений развития каждого ребенка

Интеллектуально-познавательное и речевое направление

-  предметно-развивающая среда по всем разделам программы (развивающие игры, наглядные пособия);
-  познавательно-речевые уголки в группах;
-  уголки для наблюдений и экспериментирования в группах;
-  уголки интеллектуального развития в группах;
-  библиотеки в группах (детские энциклопедии, книги, журналы для детей).

Художественно-эстетическое направление -  предметно-развивающая среда во всех возрастных группах;
-  изобразительные и музыкальные уголки в группах;
-  постоянно действующие выставки:  детских рисунков, творческих работ, фотовыставки;
-  мини-музеи;
-  музыкальный зал;
-  методический кабинет.

Физкультурно-оздоровительное направление -  физкультурный зал (спортивное оборудование, шведские стенки, маты);
-  спортивная площадка на территории;
-  физкультурные уголки в группах;
-  медицинский кабинет;
-  изолятор;
-  процедурный кабинет.
Социально-личностное направление -  уголки социально-эмоционального развития во всех разновозрастных группах;
-  уголки нравственно-патриотического воспитания в группах;
-  уголки правил дорожного движения в группах.
Коррекционно-развивающее направление -  логопункт;
-  кабинет педагога-психолога;
-  уголки психологической разгрузки в группах.
Предметно-развивающая среда организована с учетом интересов детей и отвечает их половозрастным особенностям. Для осуществления жизнедеятельности и организации образовательного процесса имеются все необходимые помещения, которые оборудованы в соответствии с государственными требованиями, в частности: строительными, санитарно-гигиеническими правилами и правилами по охране жизни и здоровья детей
Кабинет заведующего Находится на втором этаже. Оснащён компьютером, принтером, ксероксом, сканером, телефоном, необходимым набором канцелярских принадлежностей, периодической подписной литературой, нормативно-правовой документацией, регламентирующей деятельность детского сада (книги приказов, положения, личные дела сотрудников, личные дела детей и т.п.)
Методический кабинет Находится на втором этаже. Оснащён методической литературой по разным разделам дошкольной педагогики и психологии в соответствии с ФГОС ДО. Пополняется поступлениями новой литературы в рамках осваиваемой Программы и других программ, методик и технологий; имеются журналы «Дошкольное образование», «Справочник методиста» и т.п. Вся литература размещена по разделам. В методическом кабинете хранятся наглядные материалы, дидактические пособия, иллюстрации, используемые на различных занятиях во всех возрастных группах. Имеется компьютер, оргтехника.
Кабинет заместителя заведующего по АХР Находится на первом этаже. Кабинет оснащён всем необходимым оборудованием в соответствии с его функциональным назначением и отвечает современным санитарно-гигиеническим требованиям. Имеется компьютер, оргтехника. Заместитель заведующего по АХР обеспечивает бесперебойное функционирование детского сада и оперативно решает многочисленные вопросы и задачи.
Групповые помещения В нашем детском саду 11 групповых помещений. Площади позволяют обеспечивать полноценную двигательную активность детей в течение дня. Группы изолированы и каждая имеет отдельный выход в коридор. Каждая группа имеет необходимый набор помещений: приемная, буфетная, туалетная и игровая комнаты. В четырёх группах имеются отдельные спальные комнаты. Спальные места во всех группах оборудованы стационарными кроватями с жестким ложе. Групповые комнаты оснащены регулируемыми детскими столами и стульчиками.
В каждой возрастной группе созданы условия для всех видов детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО: учебной, игровой, трудовой, самостоятельной. Во всех группах имеются стеллажи для игрового оборудования, игровые модули для сюжетно-ролевых игр, игровые уголки пополнены разнообразными дидактическими играми.
Педагоги нашего детского сада считают важным и необходимым организацию предметно-развивающей среды, соответствующей возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам. Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети прекрасно знают, где взять бумагу и краски, ножницы и ткань для шитья одежды куклам; костюмы и украшения для инсценировки любимой сказки. В каждой группе есть уголок уединения, где можно рассматривать картинки в интересующей книге, побеседовать с другом, поразмышлять. При создании предметно-развивающей среды, педагоги учитывают период обучения, сезонность. Так, осенью группы украшают букетами из осенних листьев и цветов; зимой - снежными пейзажами на окнах, наряженной елкой; весной - веточками с набухшими почками, первыми цветами.
Беседы с детьми и их родителями, анкетирование дают возможность больше узнать об особенностях характера ребенка, его интересах и увлечениях, что также помогает в создании предметно-развивающей среды. Например, для читающих детей в группах подобраны книги с яркими иллюстрациями, крупным шрифтом и простым текстом. Для детей, любящих рисовать, есть мольберт, листы бумаги разного формата и цвета, мелки, краски, кисточки, цветные карандаши.
В группах созданы уголки-лаборатории, которые помогают развивать познавательно-поисковую деятельность ребенка. Для любителей растительного и животного мира созданы «зеленые зоны» с различными видами растений и предметами ухода за ними, материалами для наблюдений и экспериментирования.
Педагоги для развития своих воспитанников стараются использовать все функциональные помещения, не только групповые, но и раздевальные комнаты. Оснащение помещений позволяет детям самостоятельно или под руководством педагога определить содержание деятельности, наметить план действий, распределить свое время и активно участвовать в процессе обучения и воспитания, взаимодействуя друг с другом и педагогами.
Каждая возрастная группа отличается своей индивидуальностью. Для детей младшего дошкольного возраста созданы дидактические уголки с комплектами материалов для развития сенсорики и мелкой моторики рук. Содержание развивающей среды в группах для детей старшего дошкольного возраста отражает освоение знаний образовательных областей.
Созданная, таким образом, предметно-развивающая среда, на наш взгляд, способствует как общему, так интеллектуальному развитию детей. Оснащенность воспитательно-образовательного процесса позволяет осуществлять уставную образовательную деятельность для детей от 2 до 7 лет в соответствии с ФГОС ДО.
Музыкальный зал Для выполнения задач по художественно-эстетическому направлению на втором этаже детского сада находится красиво оформленный музыкальный зал. Зал оборудован в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Для организации педагогического процесса в зале есть весь необходимый наглядный и дидактический материал, соответствующий принципам дидактики и санитарно-гигиеническим нормам. Зал оснащён новой мебелью, музыкальным центром, телевизором, DVD-плеером, музыкальным синтезатором, мультимедийным оборудованием. Имеются фортепиано, детские музыкальные инструменты. Здесь проводятся музыкальные занятия, праздники, развлечения, спектакли, открытые мероприятия. Рядом с залом находится костюмерная, где хранятся костюмы и декорации.
Физкультурный зал Находится на первом этаже. Оснащён оборудованием и спортивным инвентарём (как стандартным, так и нестандартным), для организации работы, направленной на физическое развитие и развитие двигательной активности детей. Имеются гимнастические стенки, маты, обручи, мячи разных размеров, скакалки и т.д. Всё оборудование соответствует педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям.
В зале есть пособия для физических упражнений, развития основных движений, профилактики нарушений осанки и плоскостопия, спортивных игр и упражнений.
В зале проводятся: физкультурные занятия всей группой, подгруппой и индивидуальные; воздушные ванны, утренняя гимнастика, физкультурные развлечения, спортивные досуги. Зал для удобства и координации физкультурно-оздоровительной работы в соответствии с ФГОС ДО работает по специально утверждённому графику.
Кабинет педагога-психолога Находится на первом этаже. В кабинете проводятся групповые и индивидуальные занятия с детьми, консультирование педагогов и родителей. Для этого в кабинете имеется весь необходимый материал и современные пособия, позволяющие успешно решать задачи ФГОС ДО и использовать инновационные подходы в психологической работе и коррекционно-оздоровительной деятельности.
Кабинет оснащён компьютером и оргтехникой.
Логопункт Находится на втором этаже. Кабинет оборудован в соответствии с современными санитарно-гигиеническими требованиями: рабочим столом логопеда, столами для детей, настенным зеркалом с освещением, шкафами с наглядным материалом.
В кабинете достаточно материала для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми. На базе логопункта проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия.
Кабинет дополнительного образования Находится на втором этаже. Кабинет оборудован в соответствии с современными санитарно-гигиеническими требованиями для проведения занятий по программам дополнительных платных образовательных услуг и по программам кружковой работы.
Выставочный холл Находится на втором этаже. Оборудован стендами для организации и проведения постоянных тематических выставок, размещения актуальной информации.
Медицинский блок Находится на втором этаже и состоит из следующих помещений:
кабинета врачебного осмотра (осмотр детей, работа с документацией, место приёма врача-педиатра)
процедурного кабинета (медицинские манипуляции и оказание первой доврачебной помощи, обработка инструментария, хранение медикаментов, лекарственных препаратов)
изолятора
туалетной комнаты
Медицинский блок оснащён необходимым медицинским инструментарием: ростомером, весами, плантографом, сухожарочным шкафом, для стерилизации медицинского оборудования, холодильником, для хранения медикаментов, инструментальным столиком, кварцевыми лампами, стеллажами для хранения документации и необходимым набором медикаментов. Имеется аптечка первой помощи.
В течение учебного года планово организуются обследования детей врачами-специалистами; проводятся профилактические прививки.
Пищеблок Находится на первом этаже и состоит из следующих помещений:
заготовочного цеха
горячего цеха
цеха готовой продукции
Пищеблок оснащён необходимым для приготовления пищи оборудованием: электроплитами, духовым шкафом, электрической мясорубкой, овощерезкой, холодильниками и уборочным инвентарём. Оборудованы моечные для посуды. Всё оборудование находится в рабочем состоянии и соответствует современным санитарно-гигиеническим требованиям.
Имеется кладовая для хранения продуктов, оборудованная стеллажами. Для взвешивания продуктов имеются весы.
В помещениях пищеблока сделан ремонт. Санитарно-гигиенический режим пищеблока строго соблюдается.
Прачечная и кастелянная Находятся на первом этаже. Помещения оснащены всем необходимым оборудованием: стиральной машиной, центрифугой, утюгом, швейной машиной. Есть помещение для сушки белья. Санитарно-гигиенический режим этих помещений строго соблюдается.
Бытовые и хозяйственные помещения Все помещения используются только по назначению. Санитарно-гигиенический режим строго соблюдается.
Территория достаточна для организации образовательного процесса, прогулок, игр детей на открытом воздухе и оснащена всем необходимым оборудованием и игровыми модулями
Игровые групповые участки Каждая возрастная группа имеет свой игровой участок. Участки используются для организации прогулок и игр детей на свежем воздухе. Участки оборудованы яркими игровыми модулями в соответствии с возрастом: песочницами с закрывающимися крышками, детскими столиками и скамейками, лесенками, горками, качалками, машинами, деревянными домиками и т.п. Каждый участок имеет свой цветник. Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой игровой площадки установлены теневые веранды.
Спортивная площадка Площадка обеспечена необходимым спортивным оборудованием (мини-комплексы для развития основных видов движений). Используется для организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе и диагностики физического развития; для проведения спортивных соревнований, летних спартакиад, физкультурных праздников и развлечений, гимнастики в теплый период года самостоятельной двигательной  деятельности детей.
Площадка с разметкой по ПДД

Используется для проведения занятий, практикумов и развлечений по правилам дорожного движения.

Клумбы, цветники, огород

На территории произрастают разнообразные породы деревьев и кустарников; разбиты цветники и клумбы, имеется огород, фитоогород. В теплый период года огород и цветники используются для проведения с детьми наблюдений, опытно-экспериментальной работы, организации труда в природе.

Библиотечно-информационное обеспечение образовательного процесса
Библиотечно-информационное обеспечение образовательного процесса представлено библиотекой учебно-методической, энциклопедической, справочной и художественной литературы, периодическими изданиями для детей и взрослых, репродукциями картин, иллюстративным материалом, дидактическими пособиями, демонстрационным и раздаточным материалом. В фонде методической литературы есть подписные издания: «Дошкольное воспитание», «Управление ДОУ», «Дошкольное образование», «Справочник методиста», «Дошкольная педагогика», «Музыкальный руководитель». Методическое обеспечение образовательного процесса отвечает требованиям комплектности обеспечения образовательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения основной образовательной Программы дошкольного образования.
В целях расширения границ информационного поля по всем направлениям деятельности в нашем детском саду также используются: электронные образовательные ресурсы, различные компьютерные технологии (компьютерные программы, Интернет-сайты, электронная почта).
Для плодотворной работы с воспитанниками, педагогами и родителями имеется аудио и видеотехника, аудиокассеты и компакт диски (музыкальные записи, видеозаписи из опыта работы педагогов, фотоматериалы и др.). Периодически оформляются тематические выставки и стенды.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
В нашем детском саду создано единое информационное пространство для обеспечения эффективной социализации всех участников образовательного процесса в условиях информационного общества. Информационная база оснащена необходимыми электронными образовательными ресурсами и техническими средствами, которые позволяют использовать информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе:
электронная почта;
разработан и действует официальный сайт;
обеспечен доступ к сети Интернет для специалистов и педагогических работников.

В свободное от деятельности с детьми время каждый педагог может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами, множительной техникой для эффективной  подготовки и современной организации мероприятий образовательного процесса.
Доступ к информационно-телекоммуникационным сетям и фильтрацию контента обеспечивает провайдер «Ростелеком». Тип подключения - модем, скорость модемного подключения до 2 Мбит/с.​​​
Электронные образовательные ресурсы
Информационно-образовательные ресурсы Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - http://www.mon.gov.ru
Федеральный портал "Российское образование" - http://www.edu.ru
Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" - http://window.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru
Всероссийский форум работников дошкольного образования "Ориентиры детства" - http://forum-do.ru

Образовательный портал г. Владивостока "Империя школ" - http://pupils.ru
Официальный сайт администрации Приморского края. Департамент образования и науки. Дошкольное образование - http://www.primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/education/dou.php
Познавательно-образовательные ресурсы Официальный сайт Приморского краевого института развития образования - http://www.pippkro.ru
Сайт «Дошкольное образование» - http://do.prosv.ru
Электронная версия газеты "Дошкольное образование", выпускаемой издательским домом "Первое сентября" - http://dob.1september.ru

Портал информационной поддержки руководителей образовательных учреждений «Менеджер образования» - http://www.menobr.ru
Сайт ООО «Век развития» (методическая и развивающая литература для специалистов дошкольного образования и родителей) - http://vek-razvitiya.ruprom.net
Проект «Учёные-детям». Загадки и тайны мира природы очень интересны детям, даже самым маленьким. В большом городе дети почти не встречаются с живой природой. Такие встречи для них должны организовать старшие. Вот как это делали мы и наши друзья - http://kids.genebee.msu.su/main
Образовательная программа «Философия для детей» («Воспитательный диалог») - первая в современной России образовательная программа, направленная на воспитание, развитие мировоззренческих представлений детей, формирование основ логического, рефлексивного, творческого мышления - http://www.mtelegin.ru/p4c
Проект «Потому.ру» - детская энциклопедия онлайн, которая содержит в себе огромное количество материала по детской тематике. Это тысячи ответов на детские вопросы для школьников и малышей - http://potomy.ru
Центр детского чтения «Синяя птица» - http://www.belorlib.ru
Иллюстрированный научно - популярный журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей «Обруч» - http://www.obruch.ru
Электронная версия методического журнала для педагогов детского сада «Дошкольное образование» - http://dob.1september.ru
Информационный портал «Социальная сеть работников образования» - http://www.nsportal.ru
Сайт «Дошкольник.рф» - http://doshkolnik.ru
Сайт «Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье» - http://www.doshvozrast.ru
Информационный портал для заботливых родителей «Раннее развитие детей» - http://www.danilova.ru
Сайт для воспитателей детских садов «Дошколёнок. ru» - http://dohcolonoc.ru
Сайт «Всё для Детского сада» - http://www.ivalex.vistcom.ru
Электронный портал логопедов и дефектологов, всё о развитии и коррекции речи детей и взрослых «Логопед.ru» - http://www.logoped.ru
Познавательно-развлекательные ресурсы Познавательно-развлекательный портал для детей и любящих их взрослых «Солнышко» - http://www.solnet.ee
Познавательно-развлекательный детский сайт «Ребзики» - http://www.rebzi.ru
Познавательный детский сайт «Раскраски.com» - http://packpacku.com
Сайт, где Вы всегда будете желанными гостями. Здесь интересно учиться, играть в детские игры и веселиться, смотреть мультфильмы, разгадывать загадки и ребусы - http://detskieradosti.ru
Сайт веселых и увлекательных развлечений для детей, а также полезных материалов для всей семьи «Детские радости» - http://www.teremoc.ru
Мягкие игрушки своими руками, выкройки, мастер классы - http://luntiki.ru/blog/igrushka
Полезный сайт для развития детей «Весёлые обучалки и развивалки» - http://kindergenii.ru

Материально-техническое обеспечение и содержание предметно-развивающей среды нашего детского сада, в основном, соответствует исходным требованиям - носит развивающий характер, создаёт условия для творческой деятельности каждого ребёнка, имеет гендерный подход: соответствует интересам мальчиков и девочек, позволяет решать стоящие перед коллективом образовательно-воспитательные задачи. Периодически изменяется, варьируется, обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение равных стартовых возможностей воспитанников, на развитие индивидуальных возможностей дошкольников. Однако, в современных условиях для решения задач гармоничного развития личности воспитанников необходимо непрерывно пополнять материально-техническое оснащение образовательно-воспитательного процесса, развивать предметно-пространственную среду для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Администрация нашего детского сада постоянно работает над решением данного вопроса.

ДОСТУПНАЯ СРЕДА

Дети должны
быть вместе!
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:
Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
Инвалиды с нарушением зрения и слуха
Лица преклонного возраста
Временно нетрудоспособные
Беременные женщины
Люди с детскими колясками
Дети дошкольного возраста

Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
О
дной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).  Согласно образовательной политике Российской Федерации, «особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…»
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

Предметно-развивающая среда

В современном образовании поставлена цель – обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.

Условные обозначения категорий инвалидов
Инвалиды с нарушением зрения Инвалиды с нарушением слуха Инвалиды с нарушением ОДА Инвалиды на кресле-коляске Инвалиды с нарушением интеллекта

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:

закономерности психического развития
показатели здоровья дошкольников
психолого-физиологические особенности
уровень общего развития
коммуникативные особенности и речевое развитие
эмоциональное благополучие
В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.
При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
Принцип развития – взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
Принцип природособразности воспитания – соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
Принцип психологической комфортности – создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».
Принцип взаимодействия – установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
Принцип доверительного сотрудничества – отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
Принцип обучения деятельности – обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
Принцип здоровьесберегающий – забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
В нашем детском саду присутствуют элементы, стимулирующие познавательную, физическую и эмоциональную деятельность детей. Коррекционно-развивающая среда, которая создаётся в соответствии с планом - это комплексный, системный, вариативный, инвариантный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности. Развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов будет иметь подвижные трансформирующиеся границы, изменяющиеся (сжимающиеся и расширяющиеся) по объему.
Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС), является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ.

Предоставление услуг дошкольного образования детям с ОВЗ и детям-инвалидам
Обеспечение доступа в здание Центральный вход оборудован кнопкой вызова. Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ОВЗ. Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения - отсутствуют. Автостоянки для инвалидов на территории нет. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ может быть предоставлено сопровождающее лицо
Наличие оборудованных учебных помещений Специально оборудованные группы, объекты спорта, средства обучения и воспитания инвалидов и лиц с ОВЗ (спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители), вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне и т.п.) отсутствуют
Условия организации питания Организация питания детей проводится в соответствии с действующими правилами СЭП и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 (предоставляется пятиразовое питание в соответствии с примерным 10-дневным меню). Создание отдельного меню для детей с ОВЗ и детей-инвалидов не предусмотрено. Для детей-инвалидов питание предоставляется бесплатно
Условия охраны здоровья Медицинское обслуживание детей, в том числе детей с ОВЗ небольшой и средней тяжести осуществляет врач-педиатр КГБУЗ «ВДП №5»
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям Доступ дошкольников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов к электронным образовательным ресурсам не предусмотрен
Доступ к электронным образовательным ресурсам Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе по индивидуальной программе. Приспособленных электронных образовательных ресурсов для использования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами нет
Наличие специальных ТСО коллективного и индивидуального пользования Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов - отсутствуют
Система обучения В детском саду работает логопункт, где ведёт приём внештатный логопед для оказания коррекционной помощи, в том числе детям с ОВЗ и детям-инвалидам. Сурдопереводчик, тьютор - отсутствуют. Предоставление услуг дошкольного образования в дистанционном режиме - отсутствует. Предоставление услуг по месту жительства инвалида - отсутствует.
Наличие общежития, интерната Общежитие, интернат, в том числе приспособленные для  использования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ отсутствует.

В настоящий момент здание нашего детского сада не модернизировано под требования доступной среды. Сейчас проводятся подготовительные работы по созданию условий доступности для инвалидов в соответствии с планом.

Родителям важно знать

Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):
дошкольное воспитание
внешкольное воспитание и образование
среднее общее образование
среднее профессиональное образование
высшее профессиональное образование
Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.
Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.

Памятка по правилам взаимодействия и оказания помощи родителям (законным представителям), имеющим детей с ОВЗ или детей-инвалидов

Организация образовательной деятельности для воспитанников с ОВЗ или инвалидов в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребёнка-детский сад № 159 г. Владивостока» осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования», локальными актами МБДОУ.
При поступлении ребёнка с ОВЗ или ребёнка-инвалида в наш детский сад необходимо:
Позвонить в детский сад по тел. 8 (423) 245-38-82 для получения информации и оказания помощи по сборам необходимых документов
Вам будет назначена встреча с заведующим в удобное для Вас время
По прибытии в детский сад Вы будете сопровождены в кабинет руководителя
После завершения приема Вам окажут помощь в передвижении по зданию и территории детского сада.

Документация, регламентирующая организацию доступной среды

  Ознакомиться с локальными актами и документами, регламентирующими организацию доступной среды воспитанников в нашем детском саду Вы можете ниже.


Доступная среда

Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2025 года.

Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2025 годы

Официальный сайт государственной программы «Доступная среда»

Государственный заказчик-координатор и основные разработчики Программы «Доступная среда» 

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

Цели Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2025 годы

Целью государственной программы является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни.

Задачи государственной программы «Доступная среда» на 2011-2025 годы

обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству инвалидов;

обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы

Подпрограммы

Подпрограмма 1 "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения";

Подпрограмма 2 "Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов";

Подпрограмма 3 "Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы"

Создание доступной среды для всех

В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.

Задачи организации доступной среды в рамках школы:

  • развитие инклюзивного образования;
  • создания безбаръерной школьной среды для детей-инвалидов;
  • создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;
  • формирование доступной среды.

Проект доступная среда – общие понятия

Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.

Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.

Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.

Инвалид — человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.

Маломобильные группы населения — это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:

инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п

Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.

В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения. Безбарьерная среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

  1. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" Раздел V. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства Пункт 2. Основные задачи «Обеспечение в соответствии с международными стандартами прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семьях, полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду. Создание системы ранней профилактики инвалидности у детей. Всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: создание современной комплексной инфраструктуры реабилитационно - образовательной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, внедрение таких детей в среду обычных сверстников, обеспечение их нормального жизнеустройства в будущей взрослой жизни»  
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации"
  3. Приказ Рособрнадзора от 14.08.2020 N 831 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации"
  4. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
  5. Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 09.03.2016) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"
  6. "Конституция Российской Федерации" (ст.8) 
  7. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) 
  8. Конвенция о правах инвалидов 
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.2017г. «О внесении изменений в пункт 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации»
  10. «О доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»